Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Инцидент с южнокорейским авиалайнером B-747, следовавшим рейсом KAL-007 по маршруту Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул, и сбитым советским истребителем-перехватчиком в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года над Сахалином, и спустя 25 лет остается одним из самых значимых и наиболее спорных эпизодов Холодной Войны. Этот инцидент интересен еще и параллелями, возникающими со схожим случаем лета 1988 года, когда американский ракетный крейсер «Винсеннс» сбил над Персидским заливом иранский авиалайнер А-300.
К сентябрю 1983 года обстановка на Дальнем Востоке была крайне напряженной – американские боевые и разведывательные самолеты неоднократно совершали пролеты вдоль границ СССР, а советские части ПВО поднимались по боевой тревоге зачастую несколько раз в сутки. Наиболее частыми гостями у советских границ были американские самолеты-разведчики RC-135, выполненные на базе лайнеров B-707.
Пассажирский B-747 компании Korean Air вылетел из Нью-Йорка 31 августа 1983 года, приземлился в Анкоридже для дозаправки, а в 3 часа ночи 1 сентября (местное время) вылетел из Анкориджа в Сеул. На борту лайнера находились 269 человек, в том числе 246 пассажиров. Маршрут должен был пройти над океаном вдоль побережья Камчатки и Курильской гряды, затем - над Японией. Тем не менее, уже к моменту выхода из воздушного пространства США лайнер отклонился от намеченного курса к западу.
Вскоре «Боинг» нарушил советское воздушное пространство над Камчаткой. На запросы лайнер не отвечал, при этом засветка на радаре точно соответствовала таковой от близкого по размерам разведчика – RC-135. Когда самолет пролетел вблизи базы советских АПЛ в Вилючинске и аэродрома в Елизово, на перехват лайнера был поднят истребитель МиГ-23, но приказа на открытие огня не поступило. При этом, находясь над Камчаткой, пилот лайнера вышел на связь с Токио, передав неверную информацию о своем местонахождении.
Вскоре нарушитель покинул советское воздушное пространство, удалившись в направлении Сахалина. Находясь над островом, он вновь вышел на связь с японскими авиадиспетчерами, сообщив о приближении к Сеулу. На советские запросы самолет по-прежнему не отвечал. В итоге, истребитель-перехватчик Су-15 авиации ПВО СССР, управляемый гвардии майором Осиповичем получил приказ атаковать и уничтожить машину, которую на земле продолжали считать разведывательным самолетом – отметка на радаре совпадала с отметкой RC-135, а темное время суток не позволяло визуально определить тип самолета – наблюдался только темный силуэт с четырьмя моторами.
Предварительно пилот вновь обратился к лайнеру с требованием совершить посадку на ближайшем советском аэродроме, и произвел предупредительную стрельбу из пушек. Сохранилась запись радиопереговоров:
6.13:05 - Я наблюдаю его визуально и на экране.
6.13:26 - Цель не отвечает на запрос.
6.19:08 - Они меня не видят.
6.20:49 - Веду огонь из пушки.
6.23:37 - Теперь попробую ракетами.
6.26:20 - Произвел пуск.
6.26:22 - Цель уничтожена.
Уничтожение «Боинга» стало поводом для мирового скандала. Спустя сутки после инцидента США обвинили СССР в преднамеренном уничтожении авиалайнера с 270 пассажирами и членами экипажа на борту. Советское руководство первоначально отрицало причастность к происходящему, заявив лишь об «исчезновении лайнера с экранов радаров». Только 9 августа 1983 года СССР признал, что самолет был сбит. Такая задержка стоила руководству СССР значительных потерь в разразившейся информационной войне - оппоненты обвинили советское руководство в намеренном сокрытии информации с целью избежать ответственности.
В результате официального расследования проведенного ИКАО было установлено, что южнокорейские пилоты неверно настроили навигационную аппаратуру и автопилот, а впоследствии не проводили проверок для уточнения координат, что привело к вторжению в советское воздушное пространство. Отсутствие реакции на советские запросы объясняется тем, что не ожидавшие такого значительного отклонения от маршрута со стороны гражданского лайнера советские диспетчеры и службы ПВО обращались к самолету на частотах, используемых военными, и эти запросы не были услышаны.
С другой стороны такой вывод предполагает вопиющую некомпетентность экипажа и маловероятен. Ряд исследователей, как советских, так и зарубежных считает, что «Боинг» использовался спецслужбами США для разведывательной задачи с целью вскрытия системы ПВО СССР. В качестве косвенных доказательств этой версии используются крайне странные результаты спасательной операции, в результате которой не удалось найти останков пассажиров и членов экипажа.
Сравнивая инцидент с корейским «Боингом» с происшествием над Персидским заливом 3 июля 1988 года можно отметить, что американский крейсер сбил гражданский авиалайнер, следовавший в своем коридоре и днем, в условиях ясной видимости, располагая аппаратурой, позволявшей отличить его от боевого самолета, за который он был якобы принят.
Но шел 1988 год, и никто в Кремле не стал называть США «Империей Зла».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции